Образовательная деятельность » Аннотация к рабочим программам

Аннотация к рабочей программе II группы раннего возраста

Аннотация к рабочей программе II группы раннего возраста

Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. № 273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Содержание рабочей программы (далее по тексту - Программа) составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ МОиН РФ  от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Основная общебразовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 71» (далее по тексту - МАДОУ);

Цель Программы - создание благоприятных условий для   полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи:

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют решение следующих задач:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация  воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ведущие виды деятельности в раннем возрасте (1 год - 3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами;

- общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами, орудиями труда;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

- двигательная активность.

Характеристика особенностей детей раннего возраста

Ранний возраст (1 - 3 года)

Физическое развитие

Дети владеют основными жизненно - важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Социально - коммуникативное развитие

У двухлетних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявление агрессии наблюдается редко, возникают сопереживание, сочувствие.

Для детей 2 - летнего возраста характерна неосознанность мотивов и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников, но уже начинает формироваться произвольность поведения, чувство гордости, стыда, элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Дети называют себя по имени, употребляют местоимение «Я» и дают себе первичную самооценку: «Я хороший! Я сам!!!»

Период раннего детства завершается кризисом 3-х лет, который сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, капризы.

Игра носит процессуальный характер. Главное в ней - действия. Дети спокойно играют рядом, моменты общей игры очень кратковременны. В игре ребенок выполняет отдельные действия условного характера. Появляются действия с «предметами - заместителями». Роль в игре фактически осуществляется, но не называется. Сюжет игры выглядит в виде цепочки из 2-х действий. Воображаемую ситуацию в игре удерживает взрослый.

Речевое развитие

В ходе совместной со взрослым предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

Возрастает количество понимаемых слов, интенсивно развивается активная речь. К трем годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000 - 1500 слов. К концу 3 - го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Дети воспроизводят все звуки родного языка, но произносят их с искажением.

Познавательное развитие

Решающее значение имеет чувственное восприятие окружающего мира. Дети воспроизводят его всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства.

Возникает согласованность в работе органов чувств: зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно возрастает острота зрения и способность к различению цвета.

Внимание носит непроизвольный характер. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е произвольно направлять и удерживать свое внимание на объекте. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту. Направить внимание ребенка путем словесных указаний очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания невелик - 1 предмет.

Память проявляется в основном в узнавании воспринимаемых ранее вещей и событий. Преднамеренное запоминание отсутствует, ребенок запоминает лишь то, что запомнилось само.

Основная форма мышления - наглядно - действенная.

Художественно - эстетическое развитие

Наиболее доступными видами изобразительной деятельности являются рисование и лепка. Ребенок раннего возраста уже способен изобразить предмет. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога».

В музыкальной деятельности возникает желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально - ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.

Цель взаимодействия с родителями: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

 Задачи:

- формирование психолого – педагогических знаний родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребенка;

- открытость МАДОУ для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равная ответственность родителей и педагогов.

Система работы с родителями включает:

- ознакомление родителей с результатами работы МАДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни МАДОУ;

- ознакомление родителей с содержанием работы МАДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий;

- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах – практикумах, консультациях и открытых мероприятий.

Методы и формы работы с родителями:

- наглядно-информационные (нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.);

- информационно-аналитические (способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне родителей (законных представителей), наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях МАДОУ и построение грамотного общения с родителями);

- досуговые (обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К ним относятся проведение педагогами совместных праздников и досугов);

- информационно-ознакомительные (нацелены на преодоление поверхностных представлений о работе МАДОУ путем ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением, с особенностями его работы и педагогами).

В образовательном процессе МАДОУ необходимо активно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями (законных представителей) воспитанников: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; беседы; посещения на дому; родительские тренинги; практикумы; родительские чтения; родительские ринги; педагогические гостиные; круглые столы; ток-шоу; устные журналы и др.

Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические беседы. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и педагога, и родителей воспитанников. Беседа может возникать стихийно по инициативе как родителей, так и педагога.

Практикумы организуются с целью выработки у родителей (законных представителей) педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления.

Тематические консультации помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям (законным представителям) квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в МАДОУ они могут получить поддержку и совет.

Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские ринги – дискуссионная форма общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители.

Достаточно эффективными являются такие познавательные формы работы, как КВН, педагогическая гостиная, круглый стол, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», ток-шоу, устный журнал. Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к МАДОУ.

Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей (законных представителей) с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования практических навыков.

Наиболее востребованной формой работы с родителями (законными представителями) является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления с задачами, содержанием, методами воспитания в МАДОУ, оказания практической помощи семье:

- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера – правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);

- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);

- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);

- родительская газета (в ней родители могут рассказать об интересных случаях из жизни семьи, поделиться опытом воспитания и др.);

- папки-передвижки (формируются по тематическому принципу);

- и другие.

В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей могут быть включены разнообразные формы работы с родителями воспитанников:

- родительские собрания;

- беседы;

- консультативные встречи;

- мастер-классы;

- открытые просмотры;

- дни открытых дверей;

- семинары-практикумы;

- совместные проекты;

- конференции;

- викторины и др.

В МАДОУ родители -  активные  участники  образовательного  процесса, в рамках которого вырабатываются единые подходы к развитию и воспитанию детей.

Категория: Аннотация к рабочим программам | Добавил: Любаша (19.09.2019)
Просмотров: 5342 | Рейтинг: 0.0/0