Рабочая программа музыкального руководителя
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Основная общебразовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 71» (далее по тексту - МАДОУ);
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МАДОУ. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 3 до 7 лет.
Цель и задачи Программы
Целью рабочей программы по музыкальному развитию является создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Возрастные особенности детей от 3 до 7 лет
Младший дошкольный возраст (3 - 4 года)
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (художественное слово: стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон).
Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает свое становление. Голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребенка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приемов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную деятельность:
- непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны музыкального руководителя, педагога.
Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Дети 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной деятельности и осознанно ее воспринимает.
Дети различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности, различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром.
Дети шестого года жизни могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально - ритмической деятельности дети хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений. В танцах, музыкальных играх они способны выразительно передавать музыкальный образ.
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.
Старший дошкольный возраст.
Дети 6 -7 лет
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Дети различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков. Интерес к восприятию – слушанию музыки становится достаточно устойчивым. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат.
Детям свойственна направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников
В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается важность сотрудничества МАДОУ с семьей.
В основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей (законных представителей), педагогических и иных работников…и детей. Пункт 1.6. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В п.1.7. сказано, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
При организации совместной работы музыкального руководителя с семьями воспитанников необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость для семьи (каждому желающему родителю предоставляется возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);
- сотрудничество в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Цель - профессиональная помощь семье в музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей, развитие активной, компетентной позиции родителей в вопросах музыкально-эстетического развития детей.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
- раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
- акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и семьей, являются следующие:
- ориентация на работу с детьми и родителями;
- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;
- открытость детского сада семье;
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1. Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса, «круглого стола» с целью изучения их потребностей.
Важно не только сообщить родителю о том, что вы планируете, но и узнать, чего он ждет от вас. Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития ребенка, его контактности в общении с вами и со сверстниками, о его достижениях. Ознакомление педагога с проблемами семьи.
3. Совместное с родителями формирование творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры.
На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления, формы сотрудничества.
4. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей.
«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом; выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога, группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Основополагающей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией, которая включает в себя:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Таким образом, «интерактив» - это специальная форма организации взаимодействия с комфортными условиями, при которых каждый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Основные правила (характеристики) «интерактива»:
Все вышесказанное определяет правила интерактивных форм взаимодействия:
1) Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. Интерактивное общение способствует развитию личности.
2) Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной). Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
3) Успешность применения интерактивных форм предполагает умение применять полученные знания на практике.
Наиболее распространенные формы интерактивного взаимодействия:
- Семейные клубы
Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
- Дискуссия
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
- Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителям
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
- Тематические акции
Тематические акции помогают активизировать сотрудничество в решении актуальных вопросов развития и воспитания детей. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
- Совместные праздники и досуги.
- Организация открытых занятий.
- Интернет-общение.
Сайт ДОУ, сайт музыкального руководителя, социальные сети, использование ИКТ (буклеты, брошюры, журналы, диски).
Итак, процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в него;
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника решений;
- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение;
- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
- показателем эффективности служит удовлетворенность совместной деятельностью. |