Советы специалистов » Раз словечко, два словечко |
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, в образовательной деятельности, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. Какова же методика заучивания стихотворений в старшем дошкольном возрасте? 1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-3 раза. Провести беседу по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т. д.) 2. Предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил. 3. Стихи с самого начала нужно рассказывать выразительно. Поэтому необходимо устранить ошибки своей речи: торопливость и неясность. Каждое слово изучаемого стихотворения нужно произносить правильно: ясно, чётко, не проглатывать предлоги и звуки слова. 4. Поиграйте с ребёнком в одну из ниже перечисленных игр. - «Мы не скажем, а покажем» - ребёнок движениями показывает содержание стихотворения. -«Я начну, а ты продолжи» - родители начинают рассказывать первые слова строчки стихотворения, а ребёнок продолжает. - «Эхо» - родители рассказывают первую строчку стихотворения, а ребёнок повторяет. Если ребёнок легко справляется с этим заданием, то повторяйте по две строчки. -«Ты мне расскажи, я тебе» - родители рассказывают первую строчку стихотворения, а ребёнок вторую, и так по очереди. -«Театр», «Вечер стихов», или «Концерт». Ребёнок рассаживает слушателей (дети, куклы, театральные игрушки) и рассказывает им стихи. Можно поиграть во все игры по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов. 5. Можно предложить ребёнку зарисовать стихотворение. Рисунки и картинки помогают ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить слова, удерживая последовательность действий. 6. Заучивать большой объём стихотворения сразу не стоит. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. 7. Следующее правило: никогда не критикуйте ребенка. Резкими замечаниями вы только добавите комплексы неуверенности у ребёнка, которые помешают ему в школе. 8. Психологи утверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем. 9. Ну и есть мнение о том, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Попробуйте прочитать стихотворение на ночь, а утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном. | |
Просмотров: 342 | |